Высоков.ру

На чем сегодня зарабатывают онлайн-кинотеатры

megogo

Многих интересует вопрос, на чем зарабатывают онлайн-кинотеатры Рунета (меня – точно). Пару дней назад сервис тизерной рекламы teasernet представил новый вид заработка на просмотре видео сайта посетителями.

Это – один из способов заработка и вполне понятный способ, когда перед просмотром видео, загруженного на сайт, или во время просмотра в плеере показывается реклама от партнеров. А о многих других способа заработка рунетовских онлайн-кинотеатров рассказали представители видеосервисов в подборке, которую опубликовал сайт MediaSat.

megogo1

На скриншотах: страницы сайта Megogo, для которого не очень давно писал платный обзор.

Доходы онлайн-кинотеатров в России выросли с 2012 по 2013 год более чем в два раза и достигли 1,65 миллиарда рублей, говорится в результатах исследования компании iKS-Consulting. По мнению экспертов, основные драйверы роста рынка – это распространение мобильных устройств и smart-телевизоров, новые возможности видеорекламы, борьба с пиратством, стремление правообладателей зарабатывать в интернете и совершенствование легальных сервисов.

«Сервисы работают над увеличением библиотек, улучшением качества, привлечением рекламодателей, предоставляют функцию multiscreen – возможность смотреть видео с одного аккаунта с разных устройств», — пояснила аналитик iKS-Consulting Елена Крылова на презентации исследования.

Крупнейший онлайн-кинотеатр Рунета – ivi.ru. На него приходится 28% всего объема рынка, то есть, около 462 миллионов рублей – это почти в два раза больше, чем показатели 2012 года. На втором месте сервис Play с 16% рынка. Этот сервис более молодой, и за прошлый год его оборот вырос в 14 раз. На третьем – Tvigle и Videomore с 13% каждый. Затем следуют Zoomby, Megogo, Molodejj, Now и TVzavr. Эти девять игроков контролируют 97% рынка. Всего в Рунете около 20 онлайн-кинотеатров.

Платный контент

Среди лидеров рынка представлены как сервисы с платной моделью, такие как Play, так и с рекламной, такие как Tvigle, и смешанной, которую с недавнего времени практикует ivi. Пока что платная модель в России развита слабо и представляет только 22% рынка.

«Сейчас рынок стоит на одной ноге – рекламной. Настало время для индустрии задуматься о второй ноге, которая пока не очень выросла. Пока этот способ монетизации в зачаточном состоянии, и 70% приходится на одного игрока. Научиться зарабатывать на абонентов – одна из самых важных задач для индустрии. Я думаю, никто из здесь присутствующих не согласится, что в России не готовы платить за контент. Телеком-операторы убедительно доказывают обратное».

Сергей Кетов
руководитель отдела медиа-исследований компании GfK Rus

Около 70% сегмента платного контента приходится на кинотеатр Play, который первым стал продвигать данную модель в полноценном виде. Стоит отметить, что Play пока что является единственным онлайн-кинотеатром, которому удалось выйти на самоокупаемость. Пока что такой итог был достигнут только по итогам одного месяца – января 2014 года, но компания надеется, что дальше ее прибыль будет только увеличиваться.

«Мы недооцениваем потенциал платного рынка. Сейчас мы находимся в самом-самом начале, потенциал еще очень большой. Мы делаем только первые детские шаги. Мы надеемся, что наш сервис будет расти как минимум на сотни процентов в год. Есть впечатление, что мы нашли какую-то такую большую штуку, которую надо развивать. Кстати, по итогам января 2014 года мы вышли на самоокупаемость».

Артем Киракосян
коммерческий директор Play

«Аргумент, что пользователь не готов платить, остается в прошлом. Мы видим это и по Play, и по своим данным. Надеемся, что со временем это станет вторым основным направлением, что оно будет по объему не меньше, чем рекламное».

Дмитрий Пашутин
директор по медиааналитике сервиса ivi.ru

Cегмент платного контента действительно растет быстрыми темпами – в 3,5 раза за год. Его объем за 2013 год составляет 360 миллионов рублей. Ожидается, что в ближайшие пять лет он будет увеличиваться примерно на 73% в год и в 2018 году достигнет 4,6 миллиардов рублей.

Пока что пользователи редко платят за подписку, она составляет только 15% от всех доходов. Чаще всего люди покупают отдельные фильмы. Вероятно, это связано с тем, что в подписку чаще всего не входят премьеры.

«Основное преимущество платного контента – это новинки кинопроката, что является наиболее востребованным контентом. У всех онлайн-кинотеатров такой модели есть договоры с голливудскими мейджорами. Сейчас ведутся переговоры о сокращении окна между выходами на широкие и маленькие экраны. Например, в Play выходит более 100 новинок в год».

Елена Крылова
аналитик iKS Consulting

megogo2

Онлайн-видеореклама

Рост доходов с рекламы, наоборот, немного замедлился и составляет 78%. Но, по мнению экспертов, у этого сегмента еще есть пространство для роста. Основными драйверами считаются рост аудтории, совершенствование методов ее измерения и рост качества рекламного продукта.

«Преимущество онлайн-видеорекламы перед телевизионной в том, что рекламодатели могут выбрать какую-то определенную аудиторию по географии, полу, возрасту. Также можно показывать один и тот же рекламный ролик одному пользователю ограниченное число раз. Тогда рекламодатель сможет охватить большую аудиторию. Еще один плюс – в интерактивности. Пользователь может продолжить просмотр, зайти на сайт рекламодателя. При этом рекламодатель платит одинаково за короткий и длинный просмотр», — поясняет Елена Крылова.

«Реклама в онлайн-кинотеатрах – великолепный продукт. Это коммуникация с лояльными людьми, никакого отвлечения внимания, безопасное окружение, никакого риска. Реклама в онлайн-видео – это очень привлекательный востребованный продукт, который дорого продается. И зачастую его не хватает. Будет больше аудитории – будет больше продаваться. Рекламодатели хотят этот продукт. Потолок его роста пропорционален аудитории».

Борис Омельницкий
президент IAB Russia

Smart TV

Аудитория онлайн-кинотеатров в России на данный момент составляет 24 миллиона человек. Из них с ПК видео смотрят 22,3 миллиона, со Smart TV – 6,5 миллиона, с мобильных устройств – 4,8 миллиона.

Авторы исследования отмечают, что структура видеосмотрения очень сильно меняется в сторону мобильных устройств Smart TV. Пока что аудитория Smart TV настолько мала, что ее исследований почти не проводится. iKS Consulting решил посчитать ее через количество проданных устройств. В России реализовано 6,8 миллиона Smart TV. Из них подключены к интернету чуть больше половины – 4,2 миллиона телевизоров. Приложениями Smart TV пользуются 2,9 миллиона домохозяйств. С учетом средних размеров семей, аудитория Smart TV в 2013 году составила около 6,5 миллиона человек.

Представители онлайн-кинотеатров считают, что их будущее именно за Smart TV.

«Больше 90% бизнеса нашего бизнеса приходится на эту платформу. В мобильных девайсах мы не видим такого потенциала. Мы собираемся и дальше фокусироваться на Smat TV, это один из факторов нашего успеха. Это непросто – сделать успешный продукт на телевизоре, но у нас это получается», — заявил Артем Киракосян.

Его также поддержал Дмитрий Пашутин, отметив, что за 2013 год доля Smart TV в доходах ivi выросла с двух до восьми процентов. По его словам, ivi планирует уделять этой платформе больше внимания в связи с развитием платного контента.

Регулирование отрасли

На презентации итогов исследования также обсуждались драйверы роста рынка. По мнению руководителя ассоциации «Интернет-видео» Олега Румянцева, главным источником роста является борьба с пиратством.

«Сейчас пришла пора обратить внимание на пользователей. Западная практика показывает, что когда пользователь несет ответственность, это хорошо. Конечно, в Германии, например, процветает практика доносительства. Люди с удовольствием стучат друг о друге. В нашем случае эта модель вряд ли применима. У нас почему-то говорят, что пользователь всегда прав. Но я считаю, что надо начинать хотя бы с социальной рекламы. Показывать в кинотеатрах перед фильмами о недопустимости пиратского просмотра в интернете. Чтобы это становилось нормой поведения. Раньше говорили, что у нас нет хорошего платного предложения. Но сейчас это уже не так. Если и это не сработает, то придется применять немецкий опыт. Но я боюсь, что у нас это произойдет с колоссальными перегибами».

Олег Румянцев
руководитель ассоциации «Интернет-видео»

Румянцев также подчеркнул, что сейчас ассоциация готовит ряд меморандумов об отказе от пиратского контента для саморегулирования отрасли. Один из них уже был опубликован – меморандум с UGC-сайтами. Правда, подписала его только компания Mail.ru. Вторым должен стать меморандум с поисковыми сервисами, а также готовится проект соглашения с операторами доступа. Руководитель ассоциации «Интернет-видео» также предлагает ввести наказание за повторное размещение сайтом пиратского контента в виде полной блокировки этого ресурса.

В то же время, сами представители онлайн-кинотеатров не стремятся к применению жестоких мер по отношению к пиратам. Многие из них отмечают, что главное – это саморегулирование интернета, а также сотрудничество между сервисами.

«Антипиратское законодательство – это хорошо, но правоприменение у нас все же под вопросом. При этом еще до вступления закона в силу мы видели интерес пиратских ресурсов к частичному обелению и стали с ними сотрудничать в этом плане».

Виктор Чеканов
Гендиректор Megogo

Аййо делает ставку на покупку лучших фильмов: исследуем рынок и выбираем то, что нравится нашим зрителям. Мы с мейджорами считаем такую модель более подходящей, это позволяет получать все топовые новинки. Мы демонстрируем среднерыночный рост в количестве пользователей и прибыли — это подтверждает тот факт, что зрители кинотеатров на диване готовы платить и за качество, и за сервис. С другой стороны, нам, как и всем участникам рынка, предстоят существенные инвестиции в формирование своей аудитории. Сейчас зрители онлайн-кинотеатров измеряются десятками, сотнями тысяч. Миллионам людей еще предстоит поверить в то, что DVD-диски и торренты должны уйти в прошлое.

Евгений Муравьев
Исполнительный директор Аййо

Комментировать